Когда кого-то непомерно хвалят или прославляют, то про этого человека говорят, что ему поют дифирамбы. А что же такое дифирамбы и кому их должны петь?
Во время вакханалий (второе имя Диониса, кстати Вакх), кроме повального веселья, блуда и распития вина, также пели хвалебные гимны богу виноделия, причем пели так называемым козлиным хором, зачастую переодевшись в спутников бога - сатиров. Вот такие хоровые пения во время вакханалий и назывались дифирамбами.
Кстати самого Диониса, также называют Дифирамб, что в переводе с греческого означает "двувратный". Видимо логически более точный перевод, будет "дваждырожденный", поскольку согласно легенде Дионис родился два раза. Как водится, история не обошлась без интриги, была и большая любовь, и ревность, и разлучница с одной стороны, с другой же неверный муж, глупенькая любовница и справедливое возмездие. А дело было так:Кстати из дифирамбов родились первые трагедии. Со временем хоровые пения стали сопровождаться постановками из жизни Диониса и других древнегреческих богов. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Интересно, что само слово трагедия, состоит из двух частей "трагос" - козел, и "ода"- песнь.Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:
- Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.
Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса.
Источник
Journal information