Интересно обо всех и обо всем (maxxbay) wrote,
Интересно обо всех и обо всем
maxxbay

Category:

Когда и как появились маяки, и какое отношение имеет к ним Статуя Свободы



Если судить по произведениям литературы и кино, их строят главным образом для того, чтобы было где разыгрываться чудовищным драмам и леденящим душу встречам со сверхъестественным. Не то чтобы это не соответствовало действительности – на маяках случалось всякое. Да и сами они принимали разное обличье: маяки-башни, маяки-корабли, маяки-церкви; и статуя на острове Свободы не просто так держит в руке поднятый вверх факел.

Чудо света – Александрийский маяк – и другие подобные ему сооружения на побережье
Маяки постепенно уходят в прошлое, но их история насчитывает много веков службы на пользу мореплавателям. Как только человек начал совершать попытки покорить морское пространство, возникла необходимость помогать судам ориентироваться, находить путь в порт в темноте или в ненастную погоду, обходить мели и рифы. Прообразами маяков в античности становились костры, которые разводили на прибрежных холмах.

Так, согласно графической реконструкции, выглядел Александрийский маяк

Самый известный из древних маяков – Александрийский, одно из семи чудес света. Он был сооружен в III веке до нашей эры на небольшом острове Фарос в дельте Нила, в высоту достигал ста двадцати, а, возможно, и более метров. Сильные землетрясения в период между X и XIV веками разрушили маяк, но окончательно море поглотило развалины лишь к концу XV столетия.

Маяк Ла-Корунья – самый древний из действующих

А вот маяк под названием «Башня Геркулеса» в испанском местечке Ла-Корунья, сохранился и действует до сих пор, несмотря на то, что он был построен во II веке, при императоре Траяне. Этот маяк носит титул самого древнего из примерно полутора тысяч функционирующих в настоящее время маяков.

В Средние века навигацию осуществляли преимущественно в дневное время, и лишь с появлением крупных портовых городов в XIII веке стали сооружать первые маяки. Они представляли собой деревянные башни на берегу, на возвышенностях. Для подачи сигнала судам на башне зажигали огонь. Это было довольно неудобно, дорого – ведь жгли дерево, требовалось сжигать за ночь сотни килограммов древесины. Со временем стали использовать каменным уголь, потом – масло. В XIX веке свет получали из керосиновых ламп.

Маяки в Европе строились очень медленно – так, к концу XVII века на побережье Франции их насчитывалось всего шесть.

Маяк в фильме «Остров проклятых»

Эволюция и разновидности маяков
Пересекая Ла-Манш, суда рисковали разбиться неподалеку от Корнуолла, на скалах Рокс-Эддистоун, а потому там, прямо в море, в 1699 году был сооружен первый маяк такого рода – со всех сторон окруженный водой. Он представлял собой восьмиугольную деревянную башню, в верхней части которой находилось помещение со стеклянными окнами. Световой сигнал обеспечивали горящие свечи, их зажигали несколько десятков.

Маяк у Рокс-Эддистоун

Свою первую зиму маяк пережил, но спустя несколько лет он был разрушен штормом. В настоящее время у Рокс-Эддистоун функционирует уже четвертая версия маяка.

В тех случаях, когда маяк на море был необходим, но большая глубина делала его строительство невозможным, использовали специальное судно – плавучий маяк. Он нередко устанавливается и сейчас – вдали от береговой линии, для обозначения входа в порт.

Первый из плавучих маяков указывал путь кораблям в устье Темзы начиная с 1729 года

На протяжении веков одной из главных проблем при сооружении маяков становилось обеспечение достаточной силы светового сигнала – такой, чтобы суда могли различать его с расстояния в десяток миль и больше. Свечи были недостаточно яркими, как и масло, вдобавок сильно дымившее. Изобретенная в конце XVIII века Аргандова лампа, с трубкой, которая обеспечивала полное сгорание горючих газов, давала более яркий свет. Для его усиления прибегали к помощи отражателей и линз, использовали отполированные медные пластины, зеркала. Чтобы световой сигнал можно было отличить от других источников света, он изменялся, «мигал», это обеспечивалось часовым механизмом, приводящим в движение линзы.

Линзы Френеля

В 1820 году была изобретена линза Френеля – со сложной ступенчатой поверхностью. Тонкая и легкая, она благодаря своей особой конструкции может увеличивать яркость сигнала в несколько раз. С началом применения нового изобретения сигнал с маяка стал заметен с расстояния до двадцати миль (32 километров). А создание маяков с газовым освещением позволило еще сильнее увеличить яркость сигнала.

Маяк фигурировал в сериале «Остаться в живых»

Как пустеют маяки: случаи необъяснимые и закономерные
На протяжении веков работа маяка обеспечивалась смотрителем, а чаще всего – несколькими, для них под помещением, где горит свет, обустраивались жилые комнаты. Работа на маяке требовала внимания и дисциплины – ведь его функционирование было особенно важно в ненастную погоду, в шторм. Случалось всякое – некоторые из происшествий легли в основу местных легенд и послужили сюжетами для триллеров.

Маяк на острове Эйлин-Мор

В декабре 1900 года с маяка на островке Эйлин-Мор, принадлежащем Шотландии, бесследно пропали трое смотрителей. Прибывший на остров главный смотритель обнаружил запертые двери и ворота, незаправленные постели и часы, которые остановились. Смотрители словно испарились, оставив на месте водонепроницаемые плащи – несмотря на то, что погода стояла ненастная. Был исследован каждый квадратный метр острова, но прийти к какой-либо единой версии относительно этого исчезновения не удалось. Предполагали и несчастный случай, и вмешательство потусторонних сил, и убийство с последовавшим самоубийством.

Сам маяк с 1971 года стал автоматизированным, а остров – необитаемым. Эта же участь постигла и другие современные маяки, которые не требуют постоянного присутствия человека, а нуждаются разве что в профилактическом осмотре и ремонте.

Нередко сооружают парные маяки: они образуют линию, ведущую корабль в порт

Серьезный шаг на пути к автоматизации маяков был сделан в начале XX века. Шведский ученый Густав Дален, кстати, получивший потом за свое изобретение Нобелевскую премию по физике, сконструировал «солнечный клапан», который зажигал свет только в ночное время и в пасмурную погоду. Благодаря солнечным лучам встроенный в прозрачную стеклянную трубку черный стержень нагревался и увеличивался в длину, и благодаря его давлению на рычаг закрывался вентиль, обеспечивающий проход газа. При охлаждении стержня рычаг поднимался и поток газа устремлялся вперед, проходя через запальное устройство.

Статуя Свободы – маяк

В дневное время маяк обращал на себя внимание цветом и формой. Порой она становилась не просто заметной, а уникальной. Американская Статуя Свободы на острове в Нью-Йорке формально тоже является маяком – этот статус она приобрела в 1886 году. Правда, сигнальный огонь, который зажигали в факеле, был недостаточно ярким, по этой причине статуя не включена в официальные перечни маяков.

Вознесенская церковь-маяк на Секирной горе Большого Соловецкого острова

Технологии двадцать первого века снизили значимость маяков – существуют значительно более дешевые и точные способы определения местонахождения судов и опасных для навигации отмелей. Это одна из причин того, что маяки теряют актуальность и переходят в статус недействующих, а потом и заброшенных. В этом случае их главным назначением может становиться хранение легенд о призраках, живущих в старинных полуразрушенных башнях.

Из фильма ужасов «Маяк»
источник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maxxbay october 30, 2013 17:02 52
Buy for 30 tokens
- А вы тоже включаете ногой компьютер? - А вы тоже в детстве с горки зимой на пакетах или линолеуме катались? - А у вас в детстве тоже были варежки на резинке? - А у вас дома тоже есть пакет с пакетами? - А вы тоже облизываете этикетку от йогурта? - А у вас тоже от шапки лоб чешется? - А вы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment