Интересно обо всех и обо всем (maxxbay) wrote,
Интересно обо всех и обо всем
maxxbay

Category:

Почему советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 списали в утиль




Почему советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 списали в утиль
Авиационная промышленность Советского Союза была возможно и не самой лучшей в мире, однако совершенно точно входила в пятерку (если не тройку) абсолютных лидеров на рынке. Более того, инженеры СССР вполне могли выдать крепкий интересный проект машины, которая была бы действительно прогрессивной и инновационной. Именно так дела обстояли и с пассажирским сверхзвуковым лайнером Ту-144. К сожалению, несмотря на яркий старт, судьба проекта оказалась печальна. Что же произошло?
Почему советский сверхзвуковой лайнер Ту-144 списали в утиль


Обогнать Ту-144 должен был не только звук, но и своего прямого западного конкурента «Конкорд». И речь здесь идет не столько о скорости движения самолетов, сколько о моменте их выхода в серию. Свой первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, в то время как французско-британский сверхзвуковой лайнер поднялся впервые в небо 2 марта 1969 года. Таким образом советская модель стала первым самолетов в коммерческой пассажирской авиации, что смог преодолеть звуковой барьер.


Надо понимать, что с развитием военной авиации и появлением сверхзвуковых боевых самолетов идея сверхзвуковой пассажирской авиации напрашивалась сама собой. Она будоражила умы инженеров и конструкторов по обе стороны железного занавеса. В итоге в 1963 году вышло постановление Совета министров СССР, которое предписывало начать создание сверхзвукового лайнера с взлетной тягой не менее 20 тонн. За дело тут же взялось ОКБ Кузнецова, а чуть позже к проекту подключилось и ОКБ Туполева.


Реализовывать проект лайнера решили по схеме низкоплана-бесхвостки с составным треугольным крылом. Параллельно разрабатывалось сразу несколько вариантов будущего самолета. Каждый из них тестировался для того, чтобы можно было определить и выбрать лучшую компоновку. Эскизный проект был завершен уже в 1965 году, после чего инженеры перешли к глубокой разработке. Первый самолет был готов к зиме 1967 года. Собрали Ту-144 в Воронеже, после чего при помощи вертолета-крана Ми-10 доставили в подмосковный Жуковский.


Крейсерская скорость Ту-144 составляла 2 500 км/ч. Дальность полета достигала 6 500 км. Оптимальная взлетная масса – 130 тонн. Рабочие рейсы машина должна была бы выполнять на высоте в 20 км. В движение самолет приводился четырьмя двигателями НК-144. На борту лайнера мог расположится 121 пассажир. Одной из наиболее характерных внешних особенностей 144-го стала необычная кабина, нос которой умел опускаться. Первый предсерийный образец самолета был построен в начале 1971 года. К этому моменту Т-144 уже налетал 231 полет. Все шло слишком хорошо.


И вот, 3 июля 1973 года во время показа Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже произошла катастрофа. Во время демонстрационного полета лайнер потерпел крушение. Погибло шесть членов экипажа и еще восемь человек на земле. После инцидента проект сверхзвуковой авиации едва ли не заморозили.

Самолет отправили на доработку, в результате чего новый полет Ту-144 совершил только 26 декабря 1975 года, доставив почту из Москвы в Алма-Ату. После этого были налажены и первые пассажирские рейсы. Правда несмотря на грандиозные планы советского правительства, ограничились всего одним направлением, тем самым маршрутом Москва – Алма-Ата.



К сожалению, утвердиться Ту-144 в отечественных авиаперевозках было не суждено. На протяжении всей истории проекта вокруг 144-го происходило огромное количество интриг. Далеко не все в бюрократическом аппарате страны хотели появления нового лайнера и откровенно ставили палки в колеса, мешая разработке и испытаниями на разных этапах. В пользу нового Туполева не говорило и то, что билеты на пассажирские рейсы для него стоили 68 рублей, при цене билета в 48 рублей на аналогичный рейс для обычного самолета.

Наконец, 23 мая 1978 года произошла еще одна катастрофа-крушение испытательной машины, в результате чего погибло двое летчиков-испытателей. Данное событие окончательно поставило крест на проекте отечественной сверхзвуковой авиации. Впрочем, у зарубежного Конкорда дела шли не многим лучше, места супербыстрому и дорогому самолету в условиях рыночной экономики так же не нашлось.
Источник
Tags: авиа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • SGNL: слушай через палец

    Кадры из фильма «Вспомнить все», когда герои отвечали на звонок, не доставая телефоны, сегодня стали реальностью. Причем для этого средство связи…

promo maxxbay октябрь 30, 2013 17:02 52
Buy for 30 tokens
- А вы тоже включаете ногой компьютер? - А вы тоже в детстве с горки зимой на пакетах или линолеуме катались? - А у вас в детстве тоже были варежки на резинке? - А у вас дома тоже есть пакет с пакетами? - А вы тоже облизываете этикетку от йогурта? - А у вас тоже от шапки лоб чешется? - А вы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments