Интересно обо всех и обо всем (maxxbay) wrote,
Интересно обо всех и обо всем
maxxbay

ТРЕТЬЯ ВОЛНА: как манипулировать массовым сознанием

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

  Все начиналось как обыкновенный урок истории, а закончилось очень даже нестандартно: у некоторых учеников случились нервные срывы.

Осенью 1967 году в Калифорнии (США) на уроке истории Рон Джонсон рассказывал ученикам 10-го класса о нацистской Германии, о концлагерях и массовых убийствах тех, кто не принадлежал к арийской расе. Один очень смышленый парень задал вопрос, который поставил учителя в определенное неловкое положение: «почему рядовые немцы поддерживали политику уничтожения других людей, почему они не выступили против этого?» Прозвучал звонок, означавший конец урока, а Рон так и не ответил на поставленный вопрос. Впереди были выходные. И к своему удивлению мистер Джонсон нашел ответ на вопрос ученика, готовясь к очередному уроку истории. Он решил на практике показать классу, как работает механизм «массово сознания».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В понедельник Рон Джонсон, придя на урок в тот же класс к 15-16-летним молодым людям, объявил тему занятия – «Дисциплина». Он прочел мини-лекцию о пользе дисциплины: она — путь к успеху. В своей речи учитель акцентировал внимание на реальных историях успешных людей, которые добились своей цели именно благодаря дисциплине. После мини-лекции Рон приказал всем сесть смирно и смотреть прямо перед собой. Затем он скомандовал ученикам встать и сесть, и повторял эти команды несколько раз. Когда мистер Джонсон убедился в том, что все точно исполняют его команды, он приказал всем выйти из аудитории, подождать 2 минуты за дверью и очень тихо, практически бесшумно, вернуться в аудиторию и занять свои места. К его удивлению, дети именно так и поступили. В конце урока мистер Джонсон приказал точно, кратко и четко отвечать на поставленные им вопросы. И чего бы он не спросил, ученики кратко и четко отвечали на поставленные вопросы, даже зачастую пассивные дети, очень активно принимали участие в этой «игре».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Во вторник мистер Джонсон вошел в класс еще до начала урока, но к своему удивлению обнаружил, что дети уже на своих местах и сидят смирно. Тему занятия он написал на доске – «общность». Рон поведал о силе общности и сказал детям слоган «Третьей Волны»:  «Сила в дисциплине, сила в общности». Поначалу ученики проговаривали эти слова шепотом, потом стали говорить вслух, затем перешли на повышенные тона, и в конце концов, скандировали очень громко. Завершая очередной урок, учитель продемонстрировал особый жест «Салют Третьей Волны» и сказал, что с этого момента все дети должны приветствовать друг друга только таким образом.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В среду Рон выдал всем особенные билеты участников «Третьей Волны». Все дети, учащиеся в этом классе получили такие документы и только 3 достались особые билеты – с красными метками. Эти метки означали, что избранные ученики назначены старшими и обязаны докладывать мистеру Джонсону обо всем происходящем в классе и школе. На третье собрание пришли не только ученики «экспериментального» класса, но некоторые ученики других классов, что очень удивило Рона. До вечера в «Третью Волну» записалось более 200 человек.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

В четверг Рон Джонсон обнаружил, что на добровольных основаниях более 20 человек занималось доносительством на своих коллег, большая половина членов «Третьей Волны» запугивали других учеников и доказывали, что они – особенные. В этот же день учитель объявил, что четверг пройдет под девизом «Гордость». По отработанной схеме, он прочел лекцию о гордости и ее роли в жизни каждого человека и общества в целом. На занятие пришло более 80 человек, которые внимательно слушали мистера Джонсона. Кроме того, завершая занятие, Рон попросил вывести из помещения трех человек, которых считал неблагонадежными, после чего «открыл тайну» своим ученикам: они избранные и они будущее государства. «Тысячи учеников по всей Америке вступили в наше общество, вы молоды, умны и вы – будущее США. Если мы изменили правила в этой школе, мы сможем изменить общество и все, что вокруг нас. Завтра ровно полдень по будет выступать новый лидер — будущий президент. Приходите завтра и все узнаете».

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Последний этап эксперимента прошел в пятницу: в актовом зале мистера Джонсона ожидали 200 молодых людей. В свою очередь Рон попросил несколько своих друзей сыграть фотографов и журналистов. Эти актеры фотографировали без остановки и расспрашивали учеников о том, что должно произойти сегодня. В 11.45 в помещение зашел Джонсон. Он поздоровался «салютом», на что все собравшиеся мигом ответили «салютом». Он произнес девиз Третьей Волны и дети скандировали его с каждым разом все громче. За несколько минут до назначенного часа Рон включил телевизор, но ничего не происходило: не было нового лидера, телевидение словно не знало о существовании Третьей Волны.  И тогда учитель сказал, что нет никакого нового лидера и Третьей Волны, что это всего лишь эксперимент и что все члены этой организации ничем не лучше фашистов, поскольку за эти пять дней они занимались практически тем же, чем занимались немцы во времена войны: запугиванием и доносительством, все они свято верили в свою избранность и особенность. После этого он продемонстрировал всем присутствующим фильм о нацистских реалиях военного времени.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА ТРЕТЬЯ ВОЛНА   ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Дети выходили из зала в разочарованном и расстроенном состоянии, многие из них плакали. У некоторых были истерики, у немногих даже случились нервные срывы.

Об этом эксперименте долгое время было неизвестно общественности, ведь Рон Джонсон приказал всем ученикам молчать о нем, а они в силу чувства стыда за свое поведение хранили молчание долгие годы.  Историю своего «опыта» школьный учитель опубликовал только в конце 70-х годов ХХ века. Историю необычного урока уже трижды воплощали в документальных фильмах: в 1981 году («Волна»), в 2008 году(«Эксперимент 2: Волна») и в 2010 году («План урока»).


Tags: манипуляции
Subscribe
promo nemihail 13:00, yesterday 64
Buy for 40 tokens
Случился феерический провал. Когда в детстве кого-то из мальчишек застукали не в самый подходящий момент. (фото: Яндекс Картинки) Когда кто-то серьезно нашкодил, когда кому-то было стыдно за свой поступок, даже тогда не считалось нормальным свалить вину на кого-то другого, хотя многие этим…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments