Интересно обо всех и обо всем (maxxbay) wrote,
Интересно обо всех и обо всем
maxxbay

ПодМосковье




    Где летом прохладно, а зимой тепло? Где обитали гигантские крысы-мутанты, которые вымерли от ужаса, оказавшись в вагоне в час пик? Куда иностранцы ходят смотреть на сталинский ампир? Все это происходит в Московском метрополитене, гигантском подземном пространстве, в котором можно жить, хотя очень трудно найти туалет или урну.

С опозданием

Первый в мире метрополитен открылся в Лондоне в 1863 году. В России к тому времени два года как отменили крепостное право, поэтому было не до технических нововведений. Подземные и надземные внеуличные транспортные системы стали открываться и в других городах – Нью-Йорк, Афины, Чикаго, Бостон, Париж, Берлин и т.д. На тех редких счастливчиков, которым удалось побывать в этих местах, увиденное производило сильное впечатление, и очень скоро начались разговоры, что неплохо бы и в Москве соорудить подземку. Ну вот, например, от Курского вокзала до Марьиной рощи. Правда, эти отдававшие маниловщиной мечтания нельзя даже назвать проектами – так, поговорили и забыли (не прошло и 150 лет, как метро все же добралось до Марьиной рощи).

В начале ХХ века, когда сабвэями обзавелись почти все крупные и уважающие себя города, к разработке московского метро отнеслись более серьезно. Проект инженеров Балинского и Кнорре предполагал подземное сообщение между площадью Тверской заставы и Замоскворечьем и был отклонен по двум причинам: городская дума пожалела денег на его осуществление, считая, что трамвайная сеть вполне справляется с перевозками пассажиров и приносит хороший доход. Были и другие проекты, однако государству опять стало не до этого: войны и революции, мягко говоря, помешали планомерному развитию города. Какое уж тут метро, если даже трамваи встали из-за отсутствия электричества?

К подземным проектам вернулись уже при советской власти. Когда большевики освоились за Кремлевской стеной, они заказали постройку московского метро немецкой компании Siemens. К 1925 году проект, подразумевающий весьма разветвленную сеть из 86 станций, был готов… и отвергнут советской стороной. Параллельно с немцами над своей концепцией метро трудились специалисты Московской городской железной дороги. В 1930 году они представили проект и были арестованы по обвинению во вредительстве.

В общем, власти как могли оттягивали начало строительства метро, хотя «вредители» из МГЖД предупреждали, что трамваи скоро перестанут справляться с перевозкой 4-миллионного населения города (сеть была рассчитана примерно на миллион пассажиров). Печальное пророчество сбылось уже 6 января 1931 года, когда Москва «встала» в гигантской пробке: не ходили ни трамваи, ни автобусы, и почти никто не сумел доехать до работы. После этого решение строить метро было принято вполне оперативно.

Лесенки-чудесенки

В качестве базового проекта был утвержден тот самый, за который пострадали инженеры МГЖД. Их, впрочем, под такое дело вскоре выпустили и перевели на работу в только что утвержденный Мосметрострой. В ноябре 1931 года первая шахта метрополитена была заложена в районе Русаковской улицы в Сокольниках. Линия метро должна была пройти оттуда до Парка культуры, причем на Охотном ряду она разветвлялась и уходила к Смоленской площади. Предполагалось, что метро будет преимущественно надземным – лишь в историческом центре оно должно было нырять на небольшую глубину. Рыть начали в январе 1932 года, причем, так как специалистов и рабочих рук не хватало – рыть очень медленно. Процессом руководил Павел Роттерт, до этого строивший Днепрогэс, а опыт работы при прокладке парижского метро имели лишь два-три инженера. Уже в феврале строительство застопорилось: выяснилось, что открытым способом строить в центре столицы невозможно. Инженер Вениамин Маковский предложил делать тоннели глубокого залегания (от 20 до 35 метров под поверхностью Москвы). Это вызвало споры, остановившие работы почти на год. В итоге экстравагантный проект Маковского поддержали Сталин, Каганович и Хрущев – хотя метростроители не имели представления о геологической структуре на такой глубине. Московские недра преподнесли им много неприятных сюрпризов в виде плывунов, которые пришлось героически преодолевать. А тоннели мелкого залегания решили строить на тогдашних окраинах в районе Сокольников.

За первый год строительства было прорыто только 0,6% от длины первой линии. Трамваи по-прежнему брали штурмом, и правительству пришлось задуматься о способах интенсификации процесса. Ничего нового, кроме денег и энтузиазма, не придумали. За валюту пригласили иностранных специалистов, а благодаря объявлению проекта комсомольской стройкой повысили престиж. Если раньше на строительство метро вербовали в основном разорившихся крестьян, то в 1933 году под землю стройными рядами отправились комсомольцы. Как и полагается при социализме, работали они в нечеловеческих условиях, но построили все в срок.

Метро хотели открыть к 17-летию Октябрьской революции 7 ноября 1934 года, но не успели из-за отсутствия эскалаторов. «Лесенки-чудесенки» производили только две фирмы в мире, и большой заказ из Страны Советов ни одна из них не потянула. Кончилось тем, что за 200 тысяч золотых рублей был закуплен один эскалатор, который разобрали, чтобы скопировать и наладить собственное производство. (Сейчас ситуация не сильно изменилась: эскалаторы в России выпускает лишь один завод, поэтому замена каждой исчерпавшей свой ресурс лестницы затягивается года на полтора.) Между прочим, разработчики рассматривали два способа доставки пассажиров под землю: эскалаторы и лифты. К счастью, победили первые – с нынешним пассажиропотоком никакой лифт бы не справился.

Торжественное открытие Московского метрополитена им. Л.М. Кагановича состоялось 15 мая 1935 года. Подземка включала 13 станций невероятной красоты: к разработке и отделке были привлечены лучшие архитекторы, в результате чего метро сразу стало одной из главных городских достопримечательностей (и остается таковой по сей день). Москвичи, многие из которых жили в бараках, ходили в метро как на экскурсию: чудом казались и самодвижущиеся лестницы, и подземные дворцы, и несущиеся в темных тоннелях поезда.

Объект двойного назначения

В 1937 году был построен первый метромост к станции «Киевская». Спустя год открыта Горьковско-Замоскворецкая линия, а «отросток» от «Киевской» до «Курской» стал частью будущей Арбатско-Покровской линии. Громоздкие названия радиусов многие москвичи предпочитали не запоминать, а именовали линии (и до сих пор продолжают) просто по цвету на схеме. Только Кольцевая всегда называлась Кольцевой, но она была открыта позже, в 1954-м.

С началом войны станции метро глубокого залегания стали использовать как бомбоубежища. Часть вагонов была эвакуирована, и в случае приближения противника все оборудование предполагалось уничтожить. На «Маяковской» 6 ноября 1941 года прошло заседание Моссовета с участием Сталина. Когда враг был отброшен от столицы, возобновилось проектирование новых линий и даже строительство. В годы войны было открыто семь станций. В 1953 году между «Арбатской» и «Киевской» прорыли еще один тоннель, на сей раз глубокого залегания: туда перевели движение поездов, а неглубокий «дублер» законсервировали до 1958 года, когда он стал частью Филевской линии.

Вообще в московском метро можно встретить массу странностей, которые на поверку оказываются признаками неосуществленных проектов. Например, станция «Кропоткинская» долгое время именовалась «Дворец Советов» в честь здания, которое никогда не было построено. Три станции в разные годы носили название «Калужская». Три пути и исполинский размер платформ на «Измайловском парке» (ныне «Партизанская») предназначались для подвоза болельщиков к гигантскому стадиону – также оставшемуся лишь в воображении проектировщиков. Третий путь есть и на «Полежаевской» (единственная станция, названная в честь одного из начальников метрополитена). «Лишние» рельсы должны были служить для перехода на большую кольцевую линию, проект которой существует давно, но вряд ли будет осуществлен и в ближайшие десять лет. Дешевизны ради Филевскую линию построили почти полностью открытой, и она оказалась так неудобна в зимней эксплуатации (пассажирам холодно, и нужно снег убирать), что Метрострой уже много лет рассматривает технические возможности накрыть ее каким-нибудь навесом. Станция «Ждановская» (ныне «Выхино») была остроумно соединена с железнодорожной станцией Казанского направления: с увеличением пассажиропотока там началась такая давка, что платформы пришлось разводить. Между «Тушинской» и «Щукинской» есть станция-призрак: она должна была называться «Волоколамская» и открыться в новых кварталах на месте Тушинского аэродрома. Не прошло и тридцати лет, как вместо жилья около этой станции, которую назовут «Спартак», будет построен стадион. Кроме того, в метро хватает загадочных дверей, заваренных переходов, неработающих выходов, элементов оформления, которые нельзя увидеть, если не выгнуть шею, и т.д. Молва относит часть этих объектов к так называемому «Метро-2» – секретной системе правительственных линий, существующих параллельно с официальными и якобы выходящих далеко за пределы Москвы.

«Хрущевки», «брежневки» и «путинки»

Придя к власти, Хрущев лишил метрополитен имени Кагановича (и неоригинально присвоил ему имя Ленина), повелел строить дешевое функциональное жилье и почти такое же метро. Кроме открытой Филевской линии, строились и закрытые – в основном мелкого залегания. Они шли к окраинам города и состояли из скучных типовых станций, отличавшихся друг от друга в лучшем случае цветом кафельной облицовки и колонн. Самым амбициозным проектом тех лет стала станция «Ленинские горы», открытая в 1959 году на двухэтажном метромосту. Правда, на постройке первой в мире станции, расположенной на мосту над рекой, тоже сэкономили, в результате чего она быстро пришла в аварийное состояние. В 1983 году ее пришлось закрыть, поезда пустили по временным резервным путям. Мост в итоге пришлось полностью реконструировать, и станция вновь открылась только в 2002-м (под названием «Воробьевы горы»).

В 60-е годы метро пришло в Новые Черемушки, на Рязанский проспект и Каширское шоссе, в 70-е – в Тушино и Медведково, в 80-е – в Орехово и Перово. Были спроектированы Люблинская и некоторые другие линии, но в 90-е годы с финансированием строительства начались большие проблемы. С огромным трудом доделали линию глубокого залегания вдоль Дмитровского шоссе (верх «серой ветки»), причем строители большинства станций сэкономили на втором выходе. Зато многим объектам вернули «исторические» названия, убрав с карты метро имена Кирова, Жданова и Ногина (но оставив Ленина и, к примеру, Войкова).

С приходом «стабильности» открытие новых станций и линий продолжалось ни шатко ни валко. Так, в Строгино метро пришло только в 2008-м: к этому моменту жители района ждали его лет двадцать. Зато власти города экспериментировали с наземными проектами внеуличного транспорта. Ветка легкого метро в Бутово оказалась весьма удачной идеей, чего нельзя сказать о монорельсе между ВДНХ и «Тимирязевской». Этот медленный и сложный в эксплуатации транспорт оказался сугубо убыточным, но его тоже перевели на баланс метрополитена.

Скромное финансирование строительства в 2000-е годы было связано с особенностями взаимоотношений московского мэра Юрия Лужкова с федеральным центром: градоначальнику не хотели доверять гигантские бюджеты, поэтому темпы расширения метро сильно отстали от потребностей населения. С назначением на пост мэра «благонадежного» Сергея Собянина финансирование увеличилось в разы и было объявлено о множестве амбициозных проектов развития метро: новые линии, новый пересадочный контур, соединение с малым кольцом железной дороги и т.д. Если планы осуществятся, через семь лет протяженность подземки может вырасти почти на треть, а число станций – на 64. Правда, реальность пока совершенно не совпадает с мечтаниями о светлом будущем: например, в 2012 году открылись всего три станции.

12 фактов о московском метро

1. К 75-летию метрополитена в 2010 году на всех станциях были установлены памятные доски с именами архитекторов.

2. В романах Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Метро 2034» описывается жизнь в московском метро после ядерной войны. Катастрофе под землей посвящен фильм-катастрофа «Метро» (2013). Кроме того, метро упоминается в песнях десятков исполнителей, от Леонида Утесова и Валерия Сюткина до Noize MC и групп «Високосный год» и «Тараканы».

3. Московское метро официально закрывается в 1.00. На самом деле это означает, что в 1.03 с конечных станций отправляется последний поезд – таким образом, из центра на окраины реально уехать в полвторого ночи.

4. Ставшую символом московского метрополитена красную букву «М» нарисовал архитектор Иван Таранов.

5. Метрополитен имени В.И.Ленина занимает четвертое место в мире по пассажиропотоку, уступая только Токио, Сеулу и Пекину.

6. В разные годы в московском метро для оплаты проезда использовались бумажные билеты, которые проверяли контролеры, монеты (знаменитые «пятачки»), пластиковые и железные жетоны, магнитные карты и бесконтактные карты.

7. Во время авианалетов 1941 года в бомбоубежищах метро родились 217 детей.

8. В мозаичном панно Зураба Церетели на станции «Парк Победы» Кутузов подозрительно напоминает Лужкова.

9. В Москве есть пять открытых метромостов и шесть закрытых. Из 188 станций десять наземных и пять надземных.

10. Самый длинный перегон – между «Крылатским» и «Строгино» — составляет 6625 метров. Это больше, чем предписывают правила безопасности, однако значительная часть этого тоннеля проходит под Строгинской поймой Москвы-реки. Самая глубокая станция «Парк Победы» залегает на глубине 73,6 м.

11. С 1935 года московское метро не работало только один день – 16 октября 1941 года: напуганные близостью фашистских войск власти готовились к его минированию и затоплению тоннелей.

12. Лучшая мистификация в истории московского метро принадлежит студентам физико-технического института, что в городе Долгопрудный. В один прекрасный день они приклеили почти во всех вагонах к схемам метро название строящейся станции «Физтех» в верху серой ветки. Шрифт наклейки не отличался от других надписей на карте, и «информации» многие поверили. Вымышленная станция «Физтех» в итоге попала на схему метро, выпущенную издательством «Аист».

Источник
Tags: метро
Subscribe

promo maxxbay october 30, 2013 17:02 52
Buy for 30 tokens
- А вы тоже включаете ногой компьютер? - А вы тоже в детстве с горки зимой на пакетах или линолеуме катались? - А у вас в детстве тоже были варежки на резинке? - А у вас дома тоже есть пакет с пакетами? - А вы тоже облизываете этикетку от йогурта? - А у вас тоже от шапки лоб чешется? - А вы…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments